Ямбург: Недоверие и контроль убивают творчество учителя

Коллеги, прочитала статью в интернете, захотелось с вами поделиться. В программе «Отражение» на ОРТ гостем был Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик Российской Академии образования, директор московского Центра образования №109. Разговор коснулся многих актуальных тем российского образования. Говоря о результатах опроса «Левада-центра», когда выяснилось, что вдвое уменьшилось количество учителей, довольных своей работой, Евгений Александрович сказал: « Но я вам должен сказать, будучи в профессии больше 40 лет, что возможность самореализации, возможность творчества человека греет не меньше, чем заработная плата. И как только усиливаются методы и функции контроля над учителем, связанные с недоверием к учителю, вот тут начинается, конечно, депрессия довольно серьезная. А эта тенденция наблюдается. [...] Самый простой способ, бюрократический – устроить учителям такое ЕГЭ, контролировать их и так далее. Я не против контроля. Но когда эта функция гиперболизируется, если нет доверия, понимаете, даже самый тяжелый труд… А, кстати говоря, это действительно многогранный, тяжелейший труд. И Братья Стругацкие не зря в своих романах на лестнице профессий на самую высшую ступень ставили учителя. Но самый тяжелый труд дает удовлетворение, когда не уничтожается творчество, когда нет совершенно дурной стандартизации. А это происходит сегодня». В разговоре была затронута и тема аттестации учителя. Ямбург отметил: «Самая тонкая вещь – это оценка квалификации учителя. Вот в Финляндии оценивает профессиональное сообщество. До тех пор, пока чиновник будет единственным игроком на этом поле, унижение неизбежно». Высказался эксперт и о бюрократизации образования: «Вот это такая беда. Тем более это нигде не прописано никаким законодательством. То есть вот эта бюрократическая система начинает сама работать на себя. Но тут есть одна тонкость. Ведь функция контроля так гиперболизирована, потому что введена была диференцированная заработная плата. И разговор с фининспектором о поэзии довольно сложен. Если вы какие-то баллы начисляете, нужно доказать, что не потому что я люблю Марьванну, а Петра Петровича ненавижу. Поэтому здесь вырастает эта формальная сторона. Дальше начинают подсчитывать рейтинги школ и многие другие вещи. Это, конечно, угнетает. Тем более молодому специалисту, которому столько надо еще прочитать, походить к коллегам-мастерам на уроки и так далее. Это безусловный бич. И, вы знаете, самое интересное, поверьте… Я ведь общаюсь и с коллегией министерства. Сколько бы ни писал специальных писем министр образования предыдущий и новый о том, что недопустимо перегружать отчетами, но это глас вопиющего в пустыне. Потому что управление в значительной степени децентрализовано. И вопрос аттестации учителей – это не вопрос федерации. Это вопрос региона. Это их полномочия. Поэтому когда я вижу, что в одних регионах сдается портфолио килограмм 50, которое некогда читать, а в другом бедолага-учитель отвечает на 500 вопросов компьютеру, конечно, это извращение. Но здесь надо наводить порядок. И в этой ситуации, поверьте, я выступаю за профессиональную централизацию управления. Потому что это же зависит от того, кто батька в этом регионе и какой дискурс он задает».

20 August 2017
Ответы

Академика, доктора пед. наук, заслуженного учителя Евгения Ямбурга – по пост министра образования!

20 August 2017

Согласна! Только отработав учителем в самой простой школе, можно чиновников допускать до принятия указов и нововведений.

20 August 2017

Хорошая идея! Как Вы думаете, Васильева с ней уже ознакомилась?

20 August 2017
Ответ

Ага, и обеими руками за!::smile4::::smile4::::smile4::

20 August 2017
Ответ

Вы говорите о том случае, когда чиновники учитывали бы специфику работы в школе, прислушивались бы к мнению учителей. Оно им надо? Им надо внедрить те указания, решения, которые идут сверху, независимо от чаяний учителей.

21 August 2017
Ответ

Вряд ли. А Ямбург, наверное, не согласился бы: знать проблемы школы, пытаться их решать - это не то, что будут требовать вышестоящие от него, министра.

21 August 2017
Ответ

И всё же, мне бы очень хотелось, чтобы чиновники всех уровней слушали и слышали учителей. Ну не должны в образовании работать люди, не имеющие представления о приоритетах в работе педагога.

21 August 2017
Ответ

К сожалению, это утопия.::smile12::

21 August 2017
Ответ

Не знаю, помните ли вы, как депутаты ГД "услышали" учителей, когда принимали ФЗ "Об образовании в РФ"? Обсуждение законопроекта учителями, профсоюзами было бурное, масса предложений по улучшению законопроекта было высказано на соответствующем сайте. И что предложили на первом чтении в ГД? Первый вариант законопроекта - без малейших изменений (была убрана досрочная пенсия, коммунальные льготы сельским учителям и т.д.)! Поэтому профсоюзы, многие учителя (в т.ч., и я) писали в ГД своим депутатам и просили не принимать закон в таком виде. Еле услышали.

21 August 2017
3531
Эксперт сайта
Ответ

Чиновники НИКОГО кроме начальства не слышат... В этом и проблема

21 August 2017
Ответ

::smile45::

21 August 2017
Ответ

Такое чувство, что специально разваливают систему образования, убивают в учителях желание работать.

21 August 2017
Ответ

::smile13::

21 August 2017
Ответ

Это ощущение перерастает уже в уверенность!!!!

21 August 2017

Ответ #322802 был удален 21 August 2017

Ответ

Мне до пенсии ещё не скоро и мне всё тревожнее, что же дальше будет::smile12::.

21 August 2017

Только тот, кто сейчас работает в школе, знает наши трудности!!! Остальные, видимо думают, что мы в школе ничего не делаем...Работа учителя - это айсберг, где видна только верхушка нашей работы!!!

20 August 2017

Совершенно верно сказали, Ольга Игоревна!

20 August 2017
Ответ

Многие думают, что когда каникулы и актировка мы дома сидим...Нам же там делать нечего типа, порою бывает, что за каникулы столько нам придумают для развития, что и передохнуть не успеешь!!! Элементарно хочется порядок навести в шкафах и в мыслях тоже!

20 August 2017
Ответ

Точно, порядок в шкафах навести хочется, а сама вся в творческих раздумьях! А еще программы, планы воспитательной работы...

20 August 2017
Ответ

Драмкружок, кружок по фото... Учитель- это творческая личность, а вот после планерок, иногда желание пропадает работать, т.к.::smile21:: нам говорят, это не так и то не так делаете...

20 August 2017
Ответ

Если дать время передохнуть, то учитель может задуматься: а действительно ли всё это я должен делать? и бесплатно? а как там в законе сказано? Этого не могут они допустить.

20 August 2017
Ответ

Точно пишите...а нам и думать времени нет...что сказали делаем быстро, а потом уж думаем...а кому это надо было???::smile15::::smile15::::smile15::

20 August 2017
Ответ

А ещё после всяких проверок закрадывается мысль, что хорошо работать - это правильно и в срок бумажки отписывать.::smile21::

20 August 2017
Ответ

Да, главное написать так, как им нужно...

20 August 2017
Ответ

Да...знакомая ситуация! У нас так же. Особенно "приятно" получить такой "комплимент" 31 августа, на педсовете.

20 August 2017
Ответ

У нас почти каждый пн так, на неделю желание работать пропадает...Много чего ненужного говорят...

20 August 2017
Ответ

Ничего себе, а я думала у нас только такие еженедельные "встряски". ::smile19::

20 August 2017
Ответ

Видно сначала администрацию ругают на совещаниях, что они плохо работают, а они потом нас!!! Хотя, уж стараемся все делать, хоть и ворчим порой...

20 August 2017

Ольга Игоревна, сравнение с айсбергом очень точное! Спасибо!

20 August 2017
Ответ

.

20 August 2017
Ответ

Спасибо, скачала себе на комп. Мне понравилось!

20 August 2017
Ответ

Маргарита Васильевна, хочется продолжить: планы воспитательной работы и планы внеурочной деятельности, и планы планов, которые, как известно никто не читает и которые никому не нужны, даже тем, кто их пишет!

20 August 2017
Ответ

Сколько леса переводим на эти планы...

20 August 2017
Ответ

А мне кажется, это неумение работать с людьми. В некоторых школах администрация такого не допускает. Если есть проблемы с учителями, то вызывают индивидуально, беседуют, помогают.

20 August 2017
Ответ

Совершенно верно! Но даже, если не нужны наши планы, то тогда оцените нашу работу, но оцените правильно. Накажите, если что-то нарушили или похвалите, если все получилось, как надо. Доброе слово и кошке приятно... А я порой вижу только равнодушие или слышу требование "Должны, обязаны".... Кому????

20 August 2017
Ответ

::smile5::::smile5::::smile5:: Зато бумажная промышленность не жалуется .... Хоть там люди довольны....

20 August 2017
Показать больше ответов (ещё 17)

Все правильно написано в статье. Если ее напечатали, то большинство понимает, что это правда. Но эти мысли новыми не являются. Постоянно эти вопросы поднимаются. но ситуация изменяется только в худшую сторону.

20 August 2017

Ответ #322165 был удален 20 August 2017

Ямбург сказал все правильно, молодец, только нам на местах, от его слов не легче. И портфолио в 50 кг, которое никто не читает, -это ведь даже не гипербола. Это правда. Жестокая правда.

20 August 2017

Согласна с вами полностью, просто сама недавно месяц делала портфолио)))

20 August 2017

У нас портфолио читают. По нему и стимулирку имеем, кто 3 тысячи, а кто и 10 тысяч.

20 August 2017
Ответ

Нет, я портфолио 3 дня лепила: печатала, печатала.::smile0::

20 August 2017
Ответ

Надежда Владимировна, аттестационная комиссия читает?

21 August 2017
Ответ

У нас в школе по работе с детьми с ОВЗ платят очень хорошую зарплату, плюс стимулирующие. А вот кто не имеет возможности работать с такой категорией детей, не имеет ничего.

21 August 2017
Ответ

Я не хочу обижать детей с ОВЗ, но это перекос, очередной перекос. Да, ими нужно заниматься и их нужно обучать, но не в ущерб другим.

21 August 2017
Ответ

Я имела в виду портфолио на стимулирующую. А портфолио на аттестацию тоже, наверное, читают, если всё-таки кто-то проходит, а кто-то нет.

21 August 2017
Ответ

Очень интересно. Т.е. работать с нормальными детьми словно и вовсе не работать.

21 August 2017
Ответ

Надежда Владимировна, у нас на стимулирующие выплаты не так: каждый месяц руководитель МО пишет директору о достижениях учителя и его учеников, а он уже решает. И каждый месяц разные суммы.

21 August 2017
Ответ

Ясно.

21 August 2017
Ответ

У нас получается именно так.

21 August 2017
Ответ

Я с Вами полностью согласна.

21 August 2017

Насколько я поняла, О. Васильева 12 лет работала в школе, видимо, по совместительству, но наших ожиданий она, конечно, не оправдала.

20 August 2017

Алина Валентиновна, она поинтересовалась, чего мы от нее ждем? Спросила кого-нибудь из нас? Просто пришла в школу (пешком, или на троллейбусе, например, приехала) и спросила: коллеги, что вас волнует? Что и как мы можем решить уже сегодня, а что завтра и через неделю? Кто из вас мне поможет? На кого рассчитывать? Было это? Нет! И какой она после этого министр?

20 August 2017

Ага, учителем музыки...

21 August 2017

Ответ #322448 был удален 21 August 2017

Ответ

Да, не было и нет у министра таких интересов.

21 August 2017

А нет у неё такой задачи. Главное - оправдать ожидания власти.

21 August 2017
Ответ

А так жаль, что до нас, учителей, никому нет дела.

21 August 2017

Вот это наша работа!!!

20 August 2017

Точно! А где-то там за бумагами - дети.::smile12::

20 August 2017
Ответ

И не прорвутся они к нам через эту кипу бумаг.

21 August 2017

Но контроль здравого смысла пока ещё не изобрели.. Поэтому тот контроль, который существует - унижает, убивает творчество и авторитет учителя и школы в целом.

20 August 2017
3531
Эксперт сайта

Ну что? Повозмущались... Выпустили пар... И с новыми силами - вперёд! ::smile0::

21 August 2017

Браво!

21 August 2017

Завтра выхожу на работу, уже получила сегодня запрос "сдать отчет, кто и куда из выпускников поступил". Мой марафон начинается.

21 August 2017

Счастливого Вам пути!

21 August 2017
3531
Эксперт сайта

меня всегда "убивает" необходимость такого отчета.......

21 August 2017
Ответ

Скоро введут отчет о семейном положении выпускников! Потом об обеспечении их семей жилплощадью, потом какова успеваемость в школе детей выпускников и т.д., и т.д., и т.п.

22 August 2017
Ответ

::smile50::Проверка Рособрнадзора указала на недостаток сайта лицея: нет раздела "трудоустройство выпускников". Слова о том, что лицей физико-математический, а не профессиональный, за аргумент не были приняты. Елена Викторовна, мысль чиновников развивается в этом направлении.::smile49::

22 August 2017
3531
Эксперт сайта
Ответ

а ничего так, что это уже "личная информация" и мы не имеем права распространять ее... хотя о чём это я?....

22 August 2017
3531
Эксперт сайта
Ответ

Зачем же Вы им подсказываете? ::smile34::::smile5::

22 August 2017
3531
Эксперт сайта
Ответ

А мне вот интересно... А если бывшие ученики просто "сочинят", то учатся в МГИМО, например... или работают где-нить "в космосе"::smile3::... Это как-то проверяется? подтверждается спавками ::smile41:: Или просто составляется отчет "со слов"?::smile42:: Собственно, может они не хотят рассказывать где учатся или работают... Насколько эта информация (в отчете) достоверна? Или это никого не волнует? Главное - есть отчет...::smile35::

22 August 2017
Ответ

Обалдеть! Чем абсурдней предположение, том больше шансов, что оно будет реализовано!::smile21::::smile21::::smile21::

22 August 2017
Ответ

Я думала, что пошутила...::smile13::::smile13::::smile13::

22 August 2017
3531
Эксперт сайта
Ответ

А у чиновников именно такие вот "шутки"::smile36::Чтоб остальным жизнь малиной не казалась...

22 August 2017
Ответ

Проверить легко: на сайте любого вуза есть приказы о зачислении. но мы не проверяем, детки пока не врали.

22 August 2017
3531
Эксперт сайта
Ответ

Да собственно я не про Ваши проверки... А о тех кто собирает такой отчет... Для того чтобы проверить нужно сопоставить личные данные! А у нас же декларируют их защиту...

22 August 2017
Ответ

Такие сведения составляются только со слов выпускников. Главное, чтобы отчёты были составлены, то есть была бумажка.

22 August 2017
Ответ

Проверяют, кто зарегистрирован в центре занятости, кто поступил в вуз, но всех проверить невозможно. Но отчёт всё равно требуют - бумага всё стерпит!

22 August 2017
Ответ

О чудо-отчетах. В какой-то статье наткнулась на цифры: разница между количеством выпускников 11-х классов и сдававших ЕГЭ более 90 000 человек. Не поняла почему сдававших меньше?

22 August 2017
3531
Эксперт сайта
Ответ

Видимо не сдали...

22 August 2017
Ответ

::smile14::::smile14::::smile14::

22 August 2017
Ответ

Мы создаем видимость их работы! Если эту деятельность вообще можно назвать работой...

22 August 2017
Ответ

Какие-то бумажки несколько раз посчитали!::smile5::::smile5::::smile5::

22 August 2017
Ответ

Нет, там речь шла о сдававших, а не о несдавших.

23 August 2017
Показать больше ответов (ещё 1)